[i] Тестирование устройства с использованием утилиты JLink.exe на программаторе-отладчике J-Link
Ранее, в одной из статей, приводился пример работы с утилитой J-Flash Lite, которая входит в состав пакета J-link Software and Documentation Pack. В первой части статьи приведен алгоритм, по которому можно добавить микроконтроллеры, производимые в компании АО “ПКК Миландр”, в состав пакета для работы во всех утилитах, в том числе и для работы с утилитой Jlink.exe, о которой пойдет речь далее, поэтому следует выполнить алгоритм добавления заранее.
С помощью программы Jlink.exe из состава пакета J-link Software and Documentation Pack появляется возможность протестировать устройство и измерить скорость работы эмулятора. Если пакет программ J-link Software and Documentation Pack не установлен, то скачать его можно по этой ссылке (при написании статьи использовался пакет J-link Software and Documentation Pack V6.34). После установки следует подключить эмулятор J-Link к компьютеру, подключить к эмулятору микроконтроллер и запустить программу Jlink.exe. Окно с консолью будет выглядеть подобным образом, как на рисунке 1, если по интерфейсу USB определился применяемый программатор J-Link:
Рисунок 1 - Консоль утилиты JLink.exe при подключённом программаторе
Теперь утилита ждёт команды “connect”, которая позволит выбрать микроконтроллер, с которым нужно работать. Введем команду “connect”, а далее “?”, которая в данном случае поможет попасть в меню выбора микроконтроллера. Следующим шагом нужно выбрать микроконтроллер компании Миландр и нажать кнопку “OK”. Наглядно продемонстрировано на рисунке 2.
Рисунок 2 - Меню выбора микроконтроллера
Программа предложит выбрать интерфейс для тестирования. Выбор производится либо вводом полного названия интерфейса, либо вводом сокращения (для JTAG буква “J”, что видно из рисунка 3). Для примера выберем SWD (общие представления об интерфейсе SWD приведены в этой статье).
Рисунок 3 - Выбор интерфейса отладки в утилите JLink.exe
Следом программа попросит указать скорость в kHz для тестирования. По умолчанию это значение равно 4000, поэтому можно либо согласиться, нажав кнопку Enter, либо ввести своё значение. Примерный вид выбора на рисунке 4:
Рисунок 4 - Выбор скорости отладки в утилите JLink.exe
Выбрано стандартное значение в 4000 kHz. После этого началось тестирование связи между программатором и микроконтроллером, что отражено на рисунке 5:
Рисунок 5 - Базовое тестирование связи между программатором и микроконтроллером в утилите JLink.exe
Из рисунка 5 видно, что утилита с помощью программатора смогла подключиться к микроконтроллеру и вывести базовую информацию о нём, в противном случае тест бы не начался с последующим выводом информации об ошибке, как на рисунке 6:
Рисунок 6 - Пример ошибки об отсутствии подключения программатора к микроконтроллеру
Таким образом, можно легко обнаружить неисправность в соединении адаптера с микроконтроллером.
Возвращаясь к началу, упомянем команду “?”. После её ввода появится большой список с доступными командами, которые позволяют разработчику производить очень гибкое тестирование связи между программатором и микроконтроллером
Использование команд программирования
Если для Вашего изделия в файле JLinkDevices.xml (файл расположен в корневой папке с утилитами J-Link) прописан загрузчик (который также заранее добавлен в папку ...\Devices), способный корректно взаимодействовать с памятью микросхемы, то сразу же после удачного подключения программатора, можно в командной строке воспользоваться следующими распространенными командами (важно дополнить, что в новых версиях (с 2023 года) файл JLinkDevices.xml отсутствует, добавление микроконтроллеров для поддержки осуществляется иначе, что описано в исходной статье, посвященной "J-Flash Lite"):erase : Стирание микросхемы, при этом после вызова данной команды будет запущен GUI-интерфейс, свойственный исполнению программы "J-Flash Lite", где будет виден процесс стирания.
loadfile <file name (путь до файла)> <addr (требуется для .bin файлов, для .hex не требуется)> : загрузка образа программы в рабочую микросхему, при этом после вызова данной команды будет запущен аналогичный GUI-интерфейс, как и с командой erase, свойственный исполнению программы "J-Flash Lite".
Сохранить статью в PDF